Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Журавлёвская средняя общеобразовательная школа № 17

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Направление «педагогика оздоровления»

В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически.

Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в школьном возрасте педагогу важно сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик овладел информацией и навыкам, способствующими сохранению здоровья и не потерял бы то, что имеет.

В структуре занятия применять следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

  • положительный эмоциональный настрой на уроке;
  • оптимальный темп ведения урока;
  • подача материала доступным рациональным способом;
  • наглядность;
  • смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
  • физкультминутки;
  • дифференцированный подход в обучении;
  • игра, игровые моменты;
  • гимнастика;

воспитательные моменты на уроке (беседы);

  • санитарно – гигиенические условия;

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

  • Уроки-игры
  • Уроки, -дискуссии
  • Уроки -соревнования
  • Театрализованные уроки
  • Уроки-консультации
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки взаимообучения учащихся
  • Уроки творчества
  • Уроки -аукционы
  • Уроки-конкурсы
  • Уроки-обобщения
  • Уроки-фантазии
  • Уроки-концерты
  • Уроки-экскурсии и др.

 

 

Рекомендуемые требования к позам учащихся на уроке.

Существуют определенные требования к позам учащихся во время урока:

  • за столом (партой)

Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка.

  • при письме

Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30 - 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 . Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх. 

  • при чтении

Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 150 . 

  • стоя

Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.

 

Содержательной часть урока должна включать позиции, направленные на формирование и привитие навыков здорового образа жизни:

  • вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;
  • демонстрация, прослеживание этих связей;
  • формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
  • выработка понимания сущности здорового образа жизни;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • выработка индивидуального способа безопасного поведения;
  • сообщение учащимся знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения и т. д.

 

На уроке обязательно должна присутствовать эмоциональная разрядка в форме:

  • шуток;
  • улыбок;
  • использования юмористических картинок;
  • поговорок;
  • афоризмов с комментариями;
  • небольших стихотворений;
  • музыкальных минуток и т. п.

 

  Педагогу, который использует здоровьесберегающие технологии, необходимо придерживаться принципов сформулированными Н.К Соловьёвым.

        «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью обучающегося и педагога.

 

Рекомендуемая литература

  1. Абоскалова Н.П. Здоровью надо учить/ Методическое пособие для учителей. Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000.
  2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.
  3. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 45 с.
  4. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2006. №30. С.15-18.
  5. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.
  6. Классное руководство и воспитание школьников № 4, февраль.- М., 2007
  7. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53.
  8. Миненко П.П., Запека Л.З., Ходжер Е.С. Школа – территория здоровья. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006.
Наверх